Елена
Чечеткина
неробкогодесятка
Чтобы многое иметь нужно иметь силу воли от многого отказаться
Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше. Быть счастливой очень легко.
Туве Янссон, «Все о Муми-троллях»
Я – экономист по образованию, эксперт по финансам, маркетингу и стратегии. Живу и работаю в городе, где учился летать и приземлился из первого полета в космос первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Здесь, на Саратовской земле, у меня туристическая компания «Умные путешествия» и некоммерческий фонд развития детского творчества. Моя главная специализация – вдохновлять на труд, поиск и победы. Мои друзья – дети и взрослые, которые меняют свой образ мыслей, становятся счастливее и увереннее в себе.
Если ты знаешь свой путь, то удачи и неудачи равно продвигают тебя вперед.
Чем бы я ни занималась, я в первую очередь мама, которая воспитывает четверых замечательных детей – Софью, Ивана, Матвея и Семена. Я делаю это с удовольствием и без суеты. Детей учу жить так же. Поэтому вопрос, какой мир мы хотим подарить своим детям, для меня особенно актуальный и важный.

Я много лет проработала в финансовой сфере и параллельно занималась социальными проектами, а пять лет назад ушла из мира финансов и теперь развиваю новые социальные технологии.
То, где Вы сейчас находитесь – определялось тем, что Вы делали два года назад. То, что Вы делаете сейчас – определяет, на каком уровне Вы будете находиться через два года.
Чечеткин Василий Ильич
Я родилась в маленьком городке, в Ртищево. Это такой перекресток России, и поэтому, наверное, в моей жизни так часто встречаются перекрестки, где нужно делать вполне определенный выбор, зачастую не совсем простой. Я ходила в обычный детский сад и обычную школу, высшее образование получила в обычном экономическом институте, но всегда стремилась к чему-то большему, необыкновенному.

Когда я задаюсь вопросом, почему я такая, и кто повлиял на мое мировосприятие, то в первую очередь передо мной встает образ моего самого главного человека в жизни, которого уже нет рядом со мной несколько лет, но все же мысленно я всегда обращаюсь именно к нему за советом. Меня вырастил дедушка, Чечеткин Василий Ильич, который прошел всю войну от Волги до Берлина рядовым шофером, на полуторке. Двое его братьев погибли на Курской дуге и в концентрационном лагере, сестра умерла от переохлаждения, работая трактористом. Их было всего шестеро детей, и их, в свою очередь, тоже воспитывал дед. Мой дед всегда говорил мне две фразы: «Вырастешь – борись за мир» и «Делай добро и бросай его в воду, добро не пропадет – добром к тебе вернется». Именно он заложил мою систему координат, в которой я живу и взаимодействую с людьми.

Родители с детства научили меня работать и быть самостоятельной. В 17 лет мое сознание поменяло поступление в вуз и начало самостоятельной работы. Сейчас мне слегка за сорок, у меня четверо детей, которых я обожаю. Мой муж – программист. Его взгляды на жизнь тоже немало повлияли на меня, расширили мои горизонты.

Несколько лет назад мне пришла идея сделать и отправить Благодарности 25 людям, которые сильно повлияли на мое мировоззрение, которым я истинно благодарна за определенные уроки в жизни. Конечно во-первых, это родители, а вторым эшелоном стоят мои школьные педагоги. И я хочу остановиться на важных уроках некоторых из них поименно.

Задавать открытые вопросы

Первые жизненные уроки я получила от своей первой учительницы Зинаиды Дмитриевны. Она научила меня задавать открытые вопросы, которые побуждают говорить и писать. В конце урока она часто просила нас задуматься над уроком и записать то, что мы узнали и как это можно применить на практике.

Любить литературу

Мы читали хором вслух и отмечали главные мысли в тексте. Эта простая практика помогла развить беглость чтения, различать вопросительные и повествовательные предложения, практиковать чтение диалогов, читать с выражением стихотворения.

Взаимообучение, взаимоподдержка и взаимоконтроль

В начальной школе у нас совершенно было организовано взаимообучение и взаимопроверка, при которых один ученик пытается научить другого тому, чему уже сам научился.

Через игру к серьезным знаниям

Учитель немецкого языка Мызникова Зинаида Сергеевна, что учила ещё моего отца, проводила уроки в форме кукольного спектакля, мы играли с Шрайбикусом и Эреной. Это было занимательно, в форме игры и в то же время спрашивалось с нас очень строго.

Сосредоточение на задаче и сокращение срока выполнения

Учитель русского языка проводила с нашим классом двухгодичный эксперимент без домашних заданий при огромном объеме заданий в классе. Мы очень старались, все выполняли, мы научились сосредоточению на задаче в срок. Она также применяла разные индивидуальные и групповые методы оценивания работ друг друга.

Нетривиальные задачи и победный дух

Куколева Тамара Фёдоровна , учитель биологии, использовала викторины
в конце урока, чтобы проверить наше понимание. Именно поэтому мы становились победителями городских и областных олимпиад по биологии.
Ещё активно именно на биологии использовались карты, карточки, знаки, флажки, доски, любые из них одновременно поднимались всеми учениками класса, чтобы показать их ответ на вопрос. Нам давалось несколько минут на обдумывание темы и вопросов по ней, затем нужно было сравнить свои мысли с соседом по парте.

Подведение итогов своей работы

Петр Петрович Гетто, математик, практиковал подведение итогов урока.
И мы обобщали, систематизировали, перефразировали полученную информацию. Это можно было сделать и письменно, и устно. Также он ввёл «ручные сигналы»: в начале учебного года он объяснял, что определенным количеством пальцев руки (от одного — ничего не понятно, до пяти — всё ясно) ученики могут показать уровень своего понимания.
Наши детиСвет, которым все озарено. С ними нам дается много ответов и перемен.
На пленэре в Хвалынске
Моя дочь Софья с отличием окончила музыкальную школу по классу «Специальное фортепиано». Принимает активное участие в деятельности художественной студии и творческих конкурсах. Участник более 25 художественных выставок в России и за рубежом. По результатам конкурсного отбора она приняла участие в мастер-классах Зураба Церетели в его галерее в Москве. В мае 2016 года Софья прошла обучение по образовательной программе в смене «Третьяковская галерея: Музыкально-исполнительское искусство. Классический балет. Живопись», а в декабре 2016 года в смене «Кандинский: Музыкально-исполнительское искусство. Классический балет. Живопись» в Образовательном центре «Сириус» Фонда «Талант и успех» в г. Сочи, что не только значительно повысило ее художественные знания, навыки и умения, но и положительно повлияло на научно-проектную и учебную деятельность. Трижды награждена от Министерства культуры Саратовской области поездкой в детский лагерь «Артек». Двукратный участник международного фестиваля Владимира Спивакова в номинации «Живопись». Две художественные работы Софьи хранятся в фонде детского рисунка Радищевского музея.

Мои маленькие мальчишки, сыновья Иван и Матвей, занимаются в музыкальной школе по классу «Фортепиано», шахматами, в художественной студии и в секции плавания, а Семен пока только танцует и поет дома.
И талант тут ни при чем! Подавляющее большинство родителей находится в плену давно сложившегося стереотипа, что «от осинки не родятся апельсинки», поэтому многое в характере и способностях их детей они объясняют одной наследственностью. Конечно, так думать удобно, но это бесперспективно и, главное, не обоснованно – списывать нежелание менять собственные привычки и взгляды на наследственность своих детей.
А лучше:
Научите ребенка трудиться, то есть делать не очень интересную, но важную работу регулярно на протяжении длительного времени
Приучите задумываться над каждым действием, добиваться полной ясности и понимания в том, над чем работаешь. Автоматизмвраг таланта

Хорошие учителятоже важное условие. Дайте возможность ребенку общаться с творческими учителями. Необязательно в школе. Ищите и вне школы

Научитесь определять зону ближайшего развития. Привычка работать в зоне ближайшего развития и есть постоянное развитие
Развивайте инновационное мышление детей. Талантэто не работа по алгоритмам, а творческое созидательное мышление

Развивайтесь сами, работайте над собой, и дети повторят ваши лучшие черты характера
В бизнес-школу идут, когда скучно работать как раньше. Ты чувствуешь, что круг общения ничего не дает, партнерыне растут, а у тебя самой еще не умерло любопытство, и есть желание получить что-то новое.
До ухода в третий сектор я проработала более 18-ти лет финансовым директором с хорошим гонораром. У меня базовое экономическое образование и диплом о профессиональной переподготовке по программе «Маркетинг: стратегическая устойчивость предприятий на конкурентном рынке» – Президентская программа в Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС. В 2013 году в Саратовском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова защитила диссертацию на тему «Система институтов экономической политики государства», и мне была присвоена степень кандидата экономических наук.
В кружок выжигания по дереву нужен учитель, ученики и смысл
#неробкогодесятка
Одним из главных кораблей в моей жизни стало обучение в Бизнес-школе Сколково, по программе Фонда Владимира Потанина и Фонда «Друзья» - «Целевые капиталы - стратегия роста».
Чтобы многое иметь, нужно иметь силу воли от многого отказаться.
В Образовательном центре "Сириус" г. Сочи
Не буду скромной и скажу, что я являюсь автором идеи и соучредителем Международной выставки-конкурса художественных произведений детей и юношества «Белая ворона» и Международного детско-юношеского пленэра им. П.А. Маскаева на родине К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске.

Идея создания некоммерческого фонда родилась в конце 2013 года, когда мы с партнерами по Фонду – Щербаковыми Андреем Александровичем и Натальей Леонидовной – задумали провести на Саратовской земле международный конкурс детского рисунка. Нам захотелось предоставить возможность российским детям поучаствовать в международном конкурсе на родной земле. Для этого, по сути, было все: готовые инструменты, лучшие практики и наше желание. Осталось лишь попробовать.

Международная выставка-конкурс художественных произведений детей и юношества «Белая ворона» проводится в 2018 году на Саратовской земле в пятый раз. Работы победителей ежегодно экспонируются в залах СГХМ им. А.Н. Радищева и Российской академии художеств, а также в зарубежных выставках в г. Варшава (Польша), г. Печ (Венгрия), г. Марибор (Словения), г. Прага (Чехия) при поддержке партнеров Фонда – Россотрудничества и Фонда «Русский мир». За несколько лет в наших культурных и образовательных программах приняли участие более 4000 детей из России и всего мира.

Фонд развития детского и юношеского творчества при поддержке Поволжского отделения Российской Академии художеств за три года, с 2015 по 2018 годы, собрал на Хвалынских пленэрах им. П.А. Маскаева» более 500 юных художников и их педагогов из разных регионов России: Астраханской, Воронежской, Саратовской, Ленинградской, Московской, Оренбургской, Ростовской, Тамбовской, Тюменской областей, Краснодарского края, республики Башкортостан, республики Дагестан, а также из ближнего зарубежья. В 2017 году с большим успехом прошли передвижные выставки работ участников Хвалынских пленэров в Русских центрах в Венгрии и Словении.

Ни одна армия не может противостоять силе идеи, время которой пришло.
Виктор Гюго.
В Образовательном центре "Сириус" г. Сочи
Другая реализованная мной идея ­– это «Детский университет». Мне нравится помогать успешным людям становиться еще более успешными. Это удивительное ощущение – находиться в среде людей живых, ищущих, предпринимающих, неуспокоенных. Образование имеет огромный мультипликатор: высказанная мысль, идея, начинание меняют сознание людей, транслируются в их профессиональное и личное окружение, создают почву для социальных и технологических изменений. И что важно, в «Детском университете» эти знания работают не только в будущем – они работают уже сегодня.

«Детский университет – научные каникулы» - это научно-просветительская программа, реализуемая совместно с лучшими образовательными центрами страны – Фондом «Талант и успех», созданным по инициативе президента РФ В.В. Путина, Образовательным центром «Сириус» в г. Сочи, Университетом Иннополис в Татарстане, Бизнес-школой Сколково и Сколтехом в Москве. Готовится международная программа с сетью колледжей UWC в Армении, г. Дилижан и Американским университетом в Болгарии. Каникулярные программы направлены на популяризацию науки, где школьники интенсивно занимаются по выбранному направлению с сильнейшими педагогами, пробуют себя в различных научных сферах и создают собственные научные проекты.
Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то, что модно, престижно или положено.
К/ф «Москва слезам не верит».
Предприниматель – это тот, кто уходит из действующей системы и говорит: «Я буду делать новое». Это готовность уйти от того, что сегодня уже работает, в неизвестность.

Я очень радуюсь, видя положительные изменения вокруг. Иногда они медленные, иногда быстрые. К сожалению, очень немного людей готовы выйти из зоны комфорта и сделать что-то нетипичное – по оценке психологов, это 2-3%, максимум 5%. Среднестатистический человек хочет стабильности, чтобы за него все решали. Люди боятся сделать выбор, потому что, если ты ошибешься, тебе некого будет обвинить. Большинство людей бежит от права выбора, для меня же выбор – это источник силы, потому что мне хочется выбирать самой.
Оглядываясь назад, я иногда задумываюсь, а сбылись ли мечты той маленькой девочки из города Ртищево?
Еще школьницей я мечтала о полете в космос и мире во всем мире. И до сих пор ничего не изменилось. Мечтаю жить в мире, где разум и человеческие ценности преобладают над жадностью и жестокостью. А в космос, надеюсь, полетят мои сыновья, и я буду махать им со слезами на глазах, и буду гордиться ими.
Оставить заявку на консультацию
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности